Финансовый рынок обладает собственным «зоопарком», в котором обитают быки, медведи, киты, лоси, есть даже мифические существа, такие как единороги, декакорны и нарвалы. В большинстве случаев, данные выражения произносятся в сцепке с названием всемирно известной компании. Расскажем суть этих жаргонизмов и историю их возникновения.
Компании-единороги (от англ. unicorn-companies) – простыми словами это быстрорастущие стартапы, которые достигают капитализации не менее $1 миллиарда за 5–10 лет, финансируются исключительно за счет венчурного капитала без IPO и сохраняют за своими основателями не менее 25% стоимости компании.
Примеры компаний единорогов | |||
Название | Оценка, млрд. $ | Страна | Сектор |
10 | США | Социальная сеть и медиа | |
Bolt | 8,4 | Эстония | Транспорт и логистика |
Stripe | 50 | США | Финтех |
ByteDance | 225 | Китай | Медиа и развлечения |
Databricks | 43 | США | Управление данными и аналитика |
OpenAI | 100 | США | Искусственный интеллект |
SHEIN | 66 | Сингапур | Электронная коммерция и мода |
Epic Games | 31,5 | США | Разработка компьютерных игр |
Декакорн (десятирог) – компания, оценочная стоимость которой превышает $10 миллиардов.
Нарвал – исключительно единорог из Канады оценочной стоимостью свыше $1 миллиарда.
Гектокорн (сторог) – бизнес, преодолевший планку капитализации в $100 млрд. На 2025 год в мире всего 4 таких компаний: Reliance Retail (Индия), AntGroup и ByteDance (Китай), SpaceX (США).
Чем отличаются компании единороги и почему так называются
Термин появился в 2013 году с легкой руки американского венчурного инвестора китайского происхождения Айлин Ли (иммигрант в первом поколении). Сравнивая необычно активные, успешно растущие организации с этим мифическим животным, она хотела подчеркнуть их редкость, выдающийся характер, и попала в точку. На тот момент это был «штучный товар» – во всем мире насчитывалось только 39 компаний, которых можно было назвать «единорогами».
Определяющие черты единорогов:
Достижение капитализации в размере не менее $1 млрд за 10 лет.
Поднятие исключительно на венчурном капитале без проведения IPO.
Сохранение основателями не менее 25% стоимости за собой.
Главная особенность единорога – уникальное предложение, идея, способная изменить привычки и поведение большого количества людей. В них изначально закладываются целенаправленные усилия по формированию пространства, где будет стимулироваться постоянный спрос на продукты и услуги компании, а пользователи будут испытывать в них постоянную необходимость.
Какой стартап может стать единорогом
По исследованию Европейской комиссии (Testa et al.), проведенному среди бывших и действующих компаний из 53 стран, для появления единорога в одной точке должны пересечься все основные факторы:
деятельность в области высоких технологий;
качественное образование и предприимчивость основателей;
доступ к венчурному капиталу.
Решающими факторами успеха проекта выступают стремительные темпы охвата пользователей и уникальность предложения. Ключом к феноменально быстрому росту стартапа выступает поддержка венчурных инвесторов, основанная на прогнозных показателях потенциального роста, которые не всегда подкрепляются реальными результатами деятельности.
Инвесторов привлекают стартапы, реализующие идеи в перспективных направлениях:
- Новейшие технологии. AI (искусственный интеллект, включая машинное обучение, науку о данных), робототехника, VR (трехмерная виртуальная реальность).
- Финтех технологии. Это необанкинг, платежные системы, финансовое планирование и аналитика, трейдинг, криптовалюты. Каждый пятый доллар инвесторов уходит в сферу FinTech.
- Онлайн образование. EdTech, или цифровые решения в сфере образования охватывают создание обучающих игр, приложений, VR-симуляторов, образовательных платформ.
- Кибермедицина. Компьютерная диагностика, разработка медицинских ИИ, высокотехнологичные импланты, чипирование, аналитика, планирование реабилитации.
- E-commerce. В период пандемии сервисы онлайн-продаж лучше других направлений ритейла приспособились к обстановке и даже вышли на дополнительное финансирование.
В последние годы бурный рост единорогов отмечается в проектах, так или иначе основанных на использовании искусственного интеллекта. В 2023 году число таких компаний составило более 30% от общего количества «популяции», в 2024 году – уже 40%, тогда как в предыдущие десять лет доля ИИ-проектов сохранялась на уровне 12%.
Как растет численность единорогов
Несмотря на то, что количество «взрывных» компаний с 2013 год выросло почти в 40 раз, они по-прежнему представляют собой достаточно редкое явление. По состоянию на июль 2024 года во всем мире насчитывается 1658 единорогов, при этом темпы их прироста с 2021 года снижаются.
Список единорогов незначительно изменяется год к году в связи с тем, что часть из них выходит на IPO и превращается в акционерные компании, другие теряют статус по причине снижения оценочной стоимости. Постоянство сохраняется в плане их количественного распределения по странам мира. Первое место по числу таких компаний принадлежит США, на втором месте – Китай, на третьем – страны ЕС.
Интересно, что масштаб страны сам по себе не играет решающей роли для появления единорогов. Так, их количество в Великобритании составляет около 50% от общего числа во всех странах ЕС. Небольшие страны, такие как Израиль, Сингапур и Южная Корея, занимают 7-е, 8-е и 9-е места в списке из 53 стран, демонстрируя примерно такое же количество, как и Канада.
Благополучные места обитания компаний единорогов
Из приведенного выше графика ясно, что абсолютный лидер по количеству стартапов, превратившихся за 10 лет в процветающие компании, это США. Основные причины концентрации именно в этой стране:
- активность венчурных фондов в плане поддержки стартапов;
- близость к передовым научным достижениям, университетам;
- наукоемкая среда, инновационная инфраструктура;
- высокоскоростная мобильная связь, свобода передвижения;
- выгодные налоговые режимы с поддержкой технологичных проектов.
Ведущую роль в том, что именно в США формируется большое число единорогов, играет венчурный капитал. Успешное развитие стартапов во многом зависит от рекомендаций и квалифицированного сопровождения венчурных инвесторов. Репутация этих инвесторов сама по себе обеспечивает информационное преимущество для опекаемых компаний, упрощает привлечение капитала и способствует росту активов. В ожидании будущих выгод основатели стартапов нередко сознательно соглашаются на заниженную оценку стоимости собственного бизнеса.
В разрезе городов, которые любят единороги, пальма первенства принадлежит Сан-Франциско с его Кремниевой долиной, большой инновационный кластер формируется в Нью-Йорке, далее идут Пекин и Шанхай, а затем Лос-Анджелес.
В 2024 году впервые в истории Китай опередил США по количеству новых единорогов: 46 против 36. В Китае, помимо старых крупных кластеров Пекина и Шанхая, выстроен новый инновационный центр Шэньчжэнь недалеко от Гонконга, который концентрирует треть всего венчурного капитала Поднебесной. Интересно, что в Китае срок превращения стартапа в единорога составляет всего 5 лет, тогда как в США – 8 лет, а в Европе – 10 лет.
Основатели единорогов и их миграция
Особое положение США на глобальном рынке сформировало своеобразный психологический паттерн, когда переезд в эту страну воспринимается как высокий шанс на успешную карьеру в сфере новых технологий. В силу наличия в стране свободного частного капитала это имеет под собой основания. Однако инвесторов еще нужно убедить в своем будущем успехе, и, разумеется, авторам идеи и создателям бизнеса достанется в лучшем случае четверть стоимости компании.
Тем не менее, в США число компаний, созданных иммигрантами, превышает количество стартапов, основанных местными жителями, аналогично ситуации в Великобритании, Германии и особенно в Сингапуре. Однако, например, в Китае, Индии и Южной Корее наблюдается обратная тенденция: там «выращивают» собственных звезд. Секрет прост: в этих странах высокая доля ВВП уходит на финансирование инноваций, а распределение средств происходит через государственные программы поддержки национальных стартапов.
Наконец, выделяется группа стран – хронических «доноров», поставляющих основателей единорогов в США, Великобританию, Израиль, Гонконг. К большому сожалению, в этот список входит и РФ. Получившие отличное образование, талантливые специалисты уезжают в страны с более благоприятным для единорогов «климатом» и в конечном итоге развивают науку и экономику принявших их стран.
Водятся ли единороги в России?
На январь 2025 года в России только Wildberries имеет капитализацию свыше млрд долларов, а в других странах единороги с «российскими корнями» появляются регулярно. Вот несколько свежих примеров:
Revolut – необанковская и финансовая компания, создана в 2015 году (Николай Сторонский, Влад Яценко).
Acronis – защита данных и управление облачными сервисами стала единорогом в 2019 году (Сергей Белоусов и Илья Зубарев).
OCSiAl – производитель графеновых нанотрубок, занимает 95% рынка. Компания была основана в Новосибирске, сейчас базируется в Люксембурге (Михаил Предтеченский, Юрий Коропачинский, Олег Кириллов и Юрий Зельвенский).
ИнДрайвер – сервис по заказу такси, который был оценен в $1,23 миллиарда и стал единорогом в 2021 году. В 2023 года компания перешла под юрисдикцию Казахстана (Арсен Томский).
Telegram – популярный мессенджер, созданный в 2013 году. На данный момент его капитализация оценивается в $30 млрд (декакорн, но, к сожалению, не российский, зарегистрирован на Виргинских островах (Павел Дуров).
Эксперты Форбс считают, что фаундеры создают стартап в России, а затем уезжают с ним по причине отсутствия возможностей для взрывного роста. Кроме того, у нас узкий рынок поглощения, покупатели выкручивают руки основателям и снижают оценку. В академических кругах считают, что в России недостаточное внимание уделяют созданию своих «кремниевых долин» и государственной поддержке стартапов.
Отслеживать актуальную информацию по единорогам можно на сайтах:
🟢 cbinsights.com.
🟢 crunchbase.com.
🟢 pitchbook.com
Выводы
Компании-единороги имеют большой потенциал роста благодаря инновациям и глобальной экспансии. Этому способствует развитие мобильного интернета, цифровых платформ, облачных технологий. Успех зависит от умения преодолевать конкуренцию, способности адаптироваться к меняющимся условиям рынка и эффективно управлять ресурсами.