Move-to-earn (M2E): доход за движение — иллюзия или реальность?

Move-to-earn

С каждым годом тренды в криптовалюте сменяются всё быстрее. Совсем недавно все говорили про DeFi, затем NFT, далее Play-to-earn, дело дошло до Move-to-earn, Learn-to-earn, Tap-to-earn и так далее.

Move-to-earn (M2E) – это концепция, используемая в играх, построенных на блокчейне, представляет собой систему вознаграждения пользователей за выполнение определённых действий в реальном мире, а не в игре. Чаще всего в качестве таких действий выступают бег, ходьба, фитнес, танцы и другие виды подобной физической активности.

Она появилась из другой концепции, включённой в блокчейн-игры – play-to-earn (P2E). Построена на вознаграждении за выполнение внутриигровых действий. M2E начала набирать популярность в 2022 году, сейчас появляются новые проекты, использующие эту концепцию в чистом виде или в комбинации с P2E, но былой активности в 2025 году и близко нет.

Экосистема проектов двигайся и зарабатывай

В чем проблема?

Направление Move-to-earn (M2E) практически мертво, и вот почему. Никому пока не удалось создать устойчивый M2E-проект. Главный вопрос: «Кто платит?» Обычно пользователи получают токены, но их бесконечная эмиссия обрушивает цену. Большинство проектов не решают эту проблему. Некоторые вводят сжигание токенов, но его объем, как правило, значительно меньше эмиссии. Пока эти процессы не уравновесятся, стоимость заработанных токенов будет снижаться. Это и есть упрощенный ответ на вопрос, почему нельзя просто «раздать всем деньги».

Важно понимать, что само по себе движение не приносит пользы другим, и люди не готовы за это платить. Если за ваши трудом заработанные токены никто не готов платить другие, их цена будет падать из-за большого предложения и низкого спроса.

Теперь представьте, вы зарабатываете токены, но их количество бесконечно увеличивается и никто не хочет их покупать – так и работает большинство M2E-проектов. Но откуда в них тогда был заработок? Для того чтобы зарабатывать, большинство игр требовали купить токены, которые заработали старые игроки. И пока новых игроков было больше, чем старых, система работала: старые зарабатывают и рассказывают как легко они это сделали. Так экономика стала «понциномикой».

Топ-3 Move-to-earn проекта

Ниже описаны наиболее крупные проекты, которые были популярными в свое время:

STEPN

Как ни странно, STEPN еще работает. Это приложение для отслеживания физической активности, такой как ходьба и бег. Чтобы зарабатывать в нём, необходимо купить NFT-кроссовки. При их использовании за физическую активность начисляют монеты – GMT. Когда-то порог входа в виде минимальной стоимости виртуальной пары кроссовок был в $1500 и отбивался за 1-2 месяца. Сейчас же цена самой дешевой пары составляет 10$. Такая вот «понциномика».

STEPN

Данный проект в свое время вызвал ошеломляющий хайп на рынке. Прокачивать кроссовки начали даже те люди, которые не интересовались раньше такого рода проектами. О нем говорили блогеры, незнакомые с криптовалютой. Вы даже могли услышать его обсуждение среди своих знакомых или в маршрутке. И это был отличный сигнал, что пора продавать. Цена основного токена проекта – GMT, значительно выросла на такой популярности. Однако затем наступил медвежий рынок, токен проекта стал стремительно падать.

Токен GMT цена

Данным хайпом решили воспользоваться блогеры, одним из таких оказался Сергей Косенко, который запустил проект AMAZY. Его партнер по крипто-бизнесу даже выпустил ролик на YouTube под названием: «Убийца STEPN. Как AMAZY гарантировал себе успех?». Приложение было запущено, с тех пор токен стабильно снижается в цене. Аналогичная история у проекта Walken и десятки других клонов.

Sweatcoin

Sweatcoin – это одно из приложений-клонов, которое поднялось на успехе STEPN. Его отличительной особенностью были… скидки и розыгрыши. Первоначально виртуальные токены sweat можно было потратить на участие в аукционах на различные товары (от браслетов до телевизоров и телефонов), однако позже появилась возможность продавать и покупать эти токены. На практике же большинство аукционов было невозможно выиграть, поскольку «набегать на телевизор пришлось бы тысячу лет», а чтобы отбить комиссии на газ – несколько месяцев.

Шаги в Sweat

Хотя в самом начале это было возможно, такие примеры показательны тем, что в таких проектах побеждают только те, кто пришел первым или нашел баги, например в STEPN какое-то время засчитывались шаги при езде на машине или за встряхивание телефоном.

Genopets

В игре представлены 3 основные механики:

  • прокачка NFT-питомца Genopet, путём получения опыта за физическую активность;
  • сражения с питомцами других игроков;
  • использование NFT-земель Habitat для получения внутриигровой валюты и NFT-кристаллов, которые можно продавать и использовать для улучшения питомцев или земли.

Заработок сосредоточен на перепродаже улучшенных NFT-питомцев Genopet, а также получении криптовалюты и NFT-кристаллов.

Genopets

Недостатком является то, что стоимость токена стабильно снижается, соответственно пользователи зарабатывают меньше.

Риски инвестиций в Move-to-earn

Как уже было сказано выше, в M2E очень рискованно инвестировать в 2025 году. Да, к этому можно относиться как к игрушке, приятному бонусу в пару центов за пробежку, но рассчитывать на большее – значит потерять вложения с вероятностью в 99% (ведь именно на столько обесценились большинство M2E токенов).

Кроме того, нужно учитывать, что такие приложения делались «на коленке» за пару месяцев небольшой командой разработчиков с целью быстро заработать. И часто может оказаться, что проекты остались без развития.

0 комментариев