Маркетмейкеры. Серые кардиналы рынка или кто на самом деле управляет ценой.

Присутствие маркет-мейкера на фондовом и криптовалютном рынке пронизано духом таинственности. «Невидимая рука» в его лице двигает цены, выбивает стоп-лоссы и забирает прибыль», – говорят те, кто убежден в биржевом заговоре. Действительно ли «кукловод» управляет своими «марионетками», или маркет-мейкер является неотъемлемой частью биржевой инфраструктуры?

Маркетмейкер (с англ. market-maker – создатель рынка; далее – ММ) – это профессиональный участник рынка, который обеспечивает ликвидность конкретного актива в рамках заключенного договора с биржей. Как правило, это юридическое лицо (брокерская компания, инвестиционный фонд, банк), которое взяло на себя обязательство поддерживать цену, спрос, предложение и объём на требуемом уровне.

ММ призван создавать «комфортные» условия торгов и защищать рынок от манипулирования. Он проводит анализ вертикально через стакан заявок, имея при этом привилегию просмотра отложенных ордеров, тейк-профитов и стоп-лоссов.

Свою миссию он реализует через ряд функций:

  • ММ официально объявляет котировки и удерживает их в пределах ценового коридора, о котором заранее договорился с биржей. К примеру, если недобросовестный участник захочет «обвалить» курс рубля, то противостоять ему будет ММ, который сохраняет соотношение в целевом диапазоне. Безусловно, «чёрный четверг» в 2022 году не мог предотвратить ни один ММ – даже ЦБ РФ со своими инструментами оказался бессильным, но и причины были понятные.
  • ММ иногда называют «поставщиком ликвидности», потому что он наполняет стакан заявок. Когда участник торгов намерен совершить сделку с большим объёмом, не факт, что найдется контрагент среди рядовых трейдеров – эта проблема актуальна для рынков с низкой ликвидностью. В этом случае такую возможность предоставляет ММ, который имеет запас актива.
  • ММ предотвращает разрыв цен за счет готовности регулярно покупать и продавать актив независимо от тренда. Когда цена идёт вверх, и предложение зашкаливает, он обязан покупать, и, наоборот, при высоком спросе ему нужно продавать актив.

Как зарабатывает маркетмейкер?

ММ действует на коммерческих началах, а прибыль формируется из нескольких источников:

  • Услуги обеспечения «комфортных торгов» оплачиваются биржей. На сайте Московской биржи представлен её расчет для каждого из рынков.
  • ММ, выполняя посредническую функцию, может заработать на спреде между ценой покупки и продажи. Например, покупатель готов совершить сделку по цене 90 у.е., а продавец – при цене 110 у.е. Операция может состояться при нахождении «компромисса», когда маркет-мейкер покупает по цене 95 у.е., а продает по цене 105. Разницу 10 у.е. он получает как посредник.
  • Как и любой трейдер, ММ может инвестировать в контролируемую им акцию.

Противостояние толпе и совершение невыгодных сделок способны привести к убытку, если риски не захеджированы (например, убыток на срочном рынке может нивелироваться открытием «зеркальной» позиции на рынке спот).

Как работают маркетмейкеры на Московской бирже?

Схема взаимодействия ММ и биржи регулируется договором, в рамках которого предусматривается выставление двухсторонних котировок и совершение пассивных сделок (то есть заявка маркетмейкера подана раньше, чем заявка контрагента по сделке) со стороны ММ за определенное вознаграждение.

Как работают маркетмейкеры на Мосбирже

На Московской бирже в каждой секции работают ММ. При этом у одной ценной бумаги, инструмента или валюты их может быть несколько.

Количество маркетмейкеров на Мосбирже
Фондовый рынок Срочный рынок Валютный рынок
58 17 14

ММ не обязан участвовать на рынке всю торговую сессию, продолжительность его присутствия определяется условиями договора с биржей. Например, обыкновенная акция «Алроса» должна поддерживаться как минимум 265 минут.

Как долго маркетмейкер поддерживает ликвидность

Пример работы маркет-мейкера на фьючерс Brent

Фьючерс на нефть марки Brent поддерживается несколькими ММ.

Наименование компании Торговая сессия Тип обязательства
ПАО "Промсвязьбанк" Основная, Вечерняя поддержание объёма, цены
ООО "Ренессанс Брокер" Основная, Вечерняя поддержание объёма, цены
ООО "Компания Брокеркредитсервис" Основная, Вечерняя поддержание объёма, цены

На графике ниже представлена ситуация, когда в начале утренней торговой сессии некий участник совершил сделку, продав внушительный объем фьючерсов, и тем самым сдвинул цену вниз. Падение продолжалось до 10:00, пока не началась основная торговая сессия, и на рынок не вышли ММ, которые поспособствовали возвращению цены на прежний уровень.

резкое падение фьючерса по нефти

Если бы не их участие, то ситуация сложилась бы патовая. Когда цены упали, большинство инвесторов захотели открыть длинную позицию (на повышение). Однако контрагентов могло вовсе не быть, и заявки были бы не исполнены. Стакан был бы пуст, если бы ММ не действовал на рынке, выставляя заявки на продажу.

При этом нужно понимать, что ММ – это не чародей, по мановению волшебной палочки которого все цены возвращаются в заданный коридор, особенно это касается высокорисковых активов.

Уникальная ситуация произошла в апреле 2020 года при торгах майским фьючерсом на нефть WTI. Участники, наблюдая за стремительной отрицательной динамикой, были намерены продать актив и зафиксировать убыток, но после остановки торгов при цене $8,84 за баррель, такой возможности уже не было.

Нефть по минус $37 на бирже

Случилось то, чего никто не ожидал – экспирация произошла по цене минус 37,63 долларов/баррель, и сотни трейдеров оказались в огромных убытках (в совокупности около 1 млрд рублей), которые в несколько раз превышали размер первоначальных инвестиций.

Цены на нефть оказались отрицательными

Как узнать, по какой ценной бумаге работает маркет-мейкер?

Присутствие ММ можно обнаружить несколькими способами.

Проще всего это выяснить через сайт Московской биржи, где в каждой секции опубликованы список активов, а также перечень «покровителей» в лице ММ.

Стакан заявок в торговом терминале также может послужить ключом к разгадке.

Заявки ММ сразу бросаются в глаза – выставлено приблизительно одинаковое количество как на покупку, так и на продажу (да ещё и числа подозрительно круглые).

Как заметить маркетмейкера в биржевом стакане

Среди трейдеров бытует мнение о недобросовестности маркет-мейкеров, которые, обладая «инсайдерской» информацией, двигают рынок в благоприятном для себя направлении. Однако у одного инструмента может быть несколько ММ, и в условиях молниеносно меняющихся котировок в сговор поверить трудно. ММ – не «акула», и поэтому каждый трейдер должен действовать в соответствии со своей инвестиционной стратегией, не перекладывая ответственность на других участников рынка.

0 комментариев