Что такое P/E простыми словами?
P/E – это коэффициент, который показывает как дорого рынок оценивает создаваемую компанией прибыль для инвесторов. Расшифровывается показатель как price-to-earnings ratio, или отношение цены акции к прибыли на одну акцию. Для расчета используются данные о цене акции и чистой прибыли за последний год, поделённой на общее количество акций. Сама формула выглядит так:
Например, вы хотите выбрать в портфель одну из акций, Coca-Cola или Pepsi. У них схожая бизнес-модель, они работают на одних и тех же рынках и предлагают конкурирующие продукты. Coca-Cola стоит порядка $57, а Pepsi – $168. Но это не значит, что Coca-Cola в три раза привлекательнее для покупки. Для корректного анализа стоит сравнить цену акции с прибылью, которую эта акция генерирует.
Для Coca-Cola прибыль на акцию за последний год составляет $1,87, значит её P/E равен: 57/1,87 = 30,48. У Pepsi годовая прибыль на акцию достигла $5,91, тогда ее P/E: 155/5,91 = 26,22.
Coca-Cola оценена в 30 годовых прибылей, а Pepsi только в 26.
Значит, несмотря на то, что акция Pepsi втрое дороже чем Coca-Cola, Pepsi позволяет получать больше прибыли на одну акцию относительно её стоимости. В этом смысле можно сказать, что по мультипликатору P/E акция Pepsi дешевле, чем Coca-Cola. Ещё можно думать об этом таким образом: P/E означает, сколько инвестор заплатит за $1 прибыли: чем выше этот мультипликатор, тем дороже обойдется акция для инвестора.
Какое значение Р/Е является оптимальным?
Поскольку P/E показывает, сколько инвесторы готовы заплатить за возможность участия в прибыли компании, реальная оценка стоимости этой возможности зависит от многих факторов – общего состояния экономики и фондового рынка, уровня процентных ставок, положения дел в отрасли и т.д. Оптимального значения P/E не существует, оно меняется вместе с восприятием инвесторами перспектив и рисков получения прибыли. Скорее стоит говорить не об оптимальном, а о среднем для конкретной отрасли и рынка значении мультипликатора.
Так, на конец 2023 года P/E для всего индекса широкого рынка S&P 500 составил 25,36. Это выше среднего за весь период наблюдений с 1871 года.
Интересно, что максимального за всю историю значения P на E достиг в мае 2009 года, когда он составил 123,73. То есть инвесторы были готовы платить за активы цену, предполагающую возврат вложенных средств более чем через сто лет. На самом деле, эта ситуация показывает одно из ограничений использования P/E. В условиях, когда у компаний резко падает прибыль, как в посткризисном 2009 году, мультипликатор становится высоким, потому что сильно падает прибыль в связи с кризисом. Инвесторы понимают – это временная ситуация, и ориентируются на форвардные показатели. В будущем, с восстановлением экономики и ростом прибылей корпораций, показатель начнет снижаться, возвращаясь к средним значениям. Что и видно на графике.
P/E индекса интересен с точки зрения общего оптимизма инвесторов, но сравнивать с ним мультипликатор конкретной компании некорректно, слишком уж они отличаются, в зависимости от отрасли. Поэтому именно с отраслевым значением (а также значениями конкурентов) чаще всего и сравнивают P/E при оценке компании. По данным на декабрь 2023 года, у разных секторов американской экономики были следующие значения P/E:
Сектор |
Р/E |
Финансы |
12,38 |
Сырье и основные материалы |
16,53 |
Промышленный сектор |
22,19 |
Здравоохранение |
30,21 |
Коммуникационные услуги |
23,78 |
Потребительские товары вторичной необходимости |
22,96 |
Информационные технологии |
35,35 |
Недвижимость |
35,55 |
Видно, что наименьшее значение P/E – в финансовом секторе (где действуют регулирующие меры, ограничивающие для банков потенциал быстрого роста и связанные с ним риски), а наибольшее – в сфере традиционно любимых инвесторами быстрорастущих компаний информационных технологий, а также в сфере недвижимости. Про последнюю стоит поговорить подробнее.
В каких отраслях не стоит смотреть на P/E ?
Ориентация на P/E в сфере недвижимости может ввести инвестора в заблуждение. Это связано с особенностями бухгалтерского учета: по его правилам, амортизация собственности снижает бумажные значения прибыли, а в реальности всё происходит наоборот – стоимость недвижимости, как правило, растёт. Поэтому P/E здесь показывает завышенные показатели и обычно не используется для компаний, работающих в сфере недвижимости, таких как REIT.
Схожие проблемы могут возникать и в других отраслях, с высокими капитальными затратами, например, в телекоме или нефтегазе. Как и со сферой недвижимости, правила бухучета предписывают компаниям амортизировать имущество и постепенно списывать стоимость сотовых вышек или нефтяных скважин. Это завышает P/E, искажая реальное положение дел.
💡 В целом, использование показателя Price to Earnings нежелательно тогда, когда его значение не дает адекватной оценки финансового состояния компании. Ещё один из частых случаев – это ситуация отсутствия прибыли. Отрицательный финансовый результат означает, что P/E тоже будет негативным и не даст никакой полезной информации об акции (в таком случае коэффициент обычно обозначается как N/A – «не применимо»). Поэтому PE не используется для стартапов, которые в первую очередь нацелены на рост и развитие, а не на прибыль (например, Uber и Lyft); и компаний наукоёмких отраслей, требующих долговременных вложений перед получением прибыли (примером могут служить многие биотехи).
Альтернативы показателя P/E
Итак, мультипликатор P/E не всегда дает верную оценку положения дел в компании. Поэтому часто используются альтернативы, тем или иным образом учитывающие его ограничения.
Forward P/E – это форвардный коэффициент, в котором для расчета берётся не прибыль за последний год, а прогнозируемая прибыль на следующие 12 месяцев, на основе оценок аналитиков или самих компаний. Это позволяет оценивать не фактические доходы компании (как в случае классического P/E), а то, как они будут меняться в будущем. Стоит помнить, что forward P/E – это вероятностная, а не фактическая величина.
PEG – P/E, учитывающий динамику роста компании. Это позволяет обойти главный недостаток P/E – то, что он ничего не говорит о темпах роста прибыли. Ведь если прибыль будет расти и дальше, то даже высокий P/E в настоящем времени может быть привлекательным, имея в виду, что рост доходов приведет к его снижению.
Формула расчета PEG:
PEG = (P/E) / темпы роста прибыли на акцию
Как и в случае с P/E, мультипликатор PEG может считаться как на исторических данных, так и на оценках будущей прибыли. В первом случае говорят о trailing PEG, во втором – о forward PEG. По умолчанию речь идёт именно о forward PEG, основанном на прогнозных значениях. А вот насчёт того, за какой период времени брать эти значения, единого мнения нет: чаще всего используются оценки за следующие 12 месяцев или 5 лет. В любом случае, PEG ценен тем, что учёт темпов роста прибыли позволяет инвесторам иметь более полную информацию при принятии решений.
Shiller P/E – показатель, использующийся для расчета прибыли не за последний год, как в стандартном P/E, а среднюю прибыль с учетом инфляции за последние 10 лет. Он позволяет избежать резких скачков значений за счёт сглаживания колебаний доходов. Этот показатель еще часто называют CAPE, от Cyclically Adjusted PE, или циклически скорректированное P/E. То, как Shiller P/E отличается от P/E, видно на графике ниже, где приведены оба мультипликатора для рыночного индекса S&P500.
Shiller P/E гораздо точнее отражает периоды перекупленности рынка: это видно и по пику 1929 года перед Великой депрессией, и по максимальному значению в 44,1, которое пришлось на декабрь 1999 года, перед крахом доткомов. Но хоть CAPE и может показать, что акции стоят дорого по историческим меркам, он не способен дать сигнал на продажу. Так, видно, что Shiller P/E вышел за пределы средних значений в середине 2000-х, но рынок продолжал быстрый рост еще порядка 5 лет, прежде чем началась коррекция.
EV/EBITDA – мультипликатор, позволяющий оценить, как долго займет возврат инвестиций при выкупе компании по текущей стоимости. В отличие от P/E, он принимает во внимание уровень долга компании. Для этого вместо цены акции используется значение EV, или Enterprise Value – то есть полная стоимость, включающая долговые обязательства и собственные средства компании.
EV = Капитализация + Чистый долг
В знаменателе формулы EV/EBITDA находится EBITDA, или прибыль до вычета процентов, налогов на прибыль и амортизации активов:
EBITDA = Чистая прибыль + Процентные расходы + Налоги + Амортизация
Таким образом, EV/EBITDA позволяет, во-первых, учесть в расчетах уровень долга, а во-вторых, лучше защищает от того, что называется creative accounting – различных попыток сделать отчётность привлекательней, чем она есть в реальности. Для этого могут использоваться приемы бухучета на грани закона, в том числе связанные с амортизацией имущества. Они смогут повлиять на значение чистой прибыли (и значит P/E), тогда как EBITDA покажет более верную картину.
Это же относится к компаниям с высоким уровнем капитальных затрат – как мы помним, P/E показывает по ним завышенные значения, поэтому использование EV/EBITDA здесь более уместно.
P/FFO – этот мультипликатор заменяет P/E при анализе деятельности фондов недвижимости, REIT. Вместо значения чистой прибыли используется показатель FFO, funds from operations:
FFO = Чистая прибыль + Амортизация + Прибыль или убытки от продажи недвижимости
Учет амортизации и финансового результата от сделок с недвижимостью позволяет более точно отражать специфику деятельности фондов REIT, поэтому P/FFO фактически стал основным отраслевым показателем вместо P/E.
Преимущества и недостатки P/E
Главное преимущество P/E – легкость, с которой его можно посчитать. Это быстрый способ оценить, как в целом идут дела у компании. Поэтому он стал самым популярным мультипликатором, позволяющим сравнить акции по различным секторам, независимо от их капитализации.
Но так же как индекс массы тела дает быструю оценку и не означает, что здоровье человека в порядке, так и на основе P/E нельзя составить полное представление о финансовом положении компании. Перечислим ограничения показателя P/E, с которыми мы уже знакомы:
- Рассчитывается после амортизации активов, и поэтому завышает значения для компаний капиталоемких отраслей.
- Не подходит для развивающихся компаний без прибыли.
- Не учитывает уровень долговой нагрузки компании.
- Показывает скачки прибыли в случае единовременных событий (продажа и покупка активов, штрафы, и так далее).
- Может быть подвергнут манипуляциям в результате некорректной бухгалтерской отчетности.
Кроме того, сам смысл значения P/E нередко вводит инвесторов в заблуждение. Низкий уровень P/E не обязательно означает недооценку акции рынком, так же как высокий – не говорит о завышенной цене.
Случается, что инвестор, покупающий недооцененные по P/E акции, систематически делает ставку против рынка, который видит существенные риски снижения прибыли – и чаще всего у такой ставки нет веских оснований. Для более правильного отбора нужно не только найти акцию с низким P/E, но и ответить на вопрос «почему рынок её недооценивает?». Например, небольшие по капитализации компании могут быть неинтересны крупным инвесторам (и их аналитикам) в силу ограниченной ликвидности, и иметь более низкий P/E, чем конкуренты с большей капитализацией. Это понятное структурное ограничение, которое работает в пользу частного инвестора. А вот ответ «рынок ошибается», как правило, приводит к негативным для инвестора последствиям.
В итоге, P/E может быть важным индикатором, заставляющим присмотреться к компании подробнее, но он не должен быть единственным критерием оценки, и тем более – сигналом к покупке.