Ликвидность активов

Ликвидность активов

В финансовой и экономической среде встречается термин «ликвидность», как один из важных показателей актива или товара. Когда говорят: «товар ликвидный» или «акции высоколиквидные», возникает ощущение, что данные вещи имеют большую ценность. Понимание этого выражения позволяет разграничивать активы на которые есть спрос, а на какие нет.

Говоря о ликвидности, в обиходе подразумевают деньги, но это не совсем корректно. Деньги имеют важную ценность — за них можно продать что-то или наоборот, купить. Все окружающее нас имеет определенную ценность, выраженную в стоимости. В инвестициях происходит то же самое — за деньги покупаются и продаются ценные бумаги. И возможность быстро обменять товар или актив на деньги является показателем ликвидности.

Что такое ликвидность?

Ликвидность (от лат. Liquidus) — это способность актива к быстрой конвертации в деньги, с минимальной или без потери стоимости. Под активом подразумевается имущество, которое способно приносить доход — это недвижимость (сдающаяся в аренду или для продажи), ценные бумаги, счета в банках и т. п. Возможность продать эти активы по рыночной стоимости и получить деньги делает их ликвидными. А вот скорость этой продажи, т. е. как быстро можно реализовать актив, отражает степень ликвидности: высокая, средняя и низкая.

К примеру, счет в банке — это высоколиквидный актив, потому что можно быстро снять деньги. Недвижимость наоборот имеет низкую ликвидность — из-за сложности и длительности продажи, особенно в период экономического кризиса.

Ликвидность ценных бумаг

Инструменты на бирже тоже обладают свойством ликвидности. Ценные бумаги (акции, облигации и т.д.) имеющие высокий спрос и большой объем сделок называют ликвидными. На примере индекса «Голубых фишек» МосБиржи можно увидеть самые ликвидные акции, которые имеют наивысший объем торгов.

Медианное значение торгового оборота акциями

Для владельцев данных бумаг не составит труда продать их быстро и по рыночной цене, так как спрос на данные акции всегда высок и можно найти выгодное предложение. Правда стоит отметить, что в 2022 году ситуация сильно изменилась, так как инвесторы из «недружественных стран» перестали иметь возможность для инвестиций в российский фондовый рынок, соответственно объем торгов значительно снизился, в 2024 году стоит ожидать аналогичной тенденции за счет начала экономического кризиса.

Ликвидность акций тесно связана со значением free-float или количеством свободных акций в обращении. «Фри-флоат» – это доля акций одного эмитента, свободно вращающаяся на бирже и доступная для сделок частным инвесторам. Иными словами — количество акций доступных для купли-продажи. Free-float обозначают в процентах или десятичной дроби. Например: коэффициент free-float — 10% или 0,1. Соответственно, если бумаги компании имеют высокое значение free-float, то они будут высоколиквидными, при наличии высокого спроса. Если на рынке предложение не может удовлетворить спрос, т.е. на бирже вращается небольшое количество акций, то данные бумаги будут низколиквидными, в силу того, что продать и купить их будет проблематично без потери стоимости.

На бирже есть и неликвидные акции, которые представлены в так называемом «Третьем эшелоне» Мосбиржи. Здесь вращаются бумаги, с которыми практически не совершаются сделки, а продать данные ценные бумаги порой даже невозможно, из-за отсутствия спроса. Но это касается не всех бумаг, так как некоторые эмитенты находятся в «третьем эшелоне» по причине отказа от полной публичности по финансовым показателям. К примеру, акции компании ПАО «Нижнекамскнефтехим», по которым среднедневной оборот за последний год превышает 1 млн руб. в день.

Исходя из вышеописанного, стало понятно отличие ликвидных и неликвидных акций. Однако, высокая степень ликвидности не является главным показателем привлекательности бумаг. Ликвидность может и не играть важную роль при формировании портфеля инвестора. При долгосрочной консервативной стратегии, инвесторы покупают активы средней и низкой ликвидности. Прямо противоположно действуют трейдеры — им важно быстро купить и быстро продать по рыночной цене, из-за чего они выбирают наиболее ликвидные акции.

Свойством ликвидности обладают так же предприятия, банки, рынки, деньги и товары. Рассмотрим их подробнее.

Ликвидность организации

Ликвидность предприятия — это возможность организации рассчитаться с кредиторами. Иначе ее можно назвать — платежеспособностью компании. Она применяется для анализа финансового состояния организации и рассчитывается на основе данных баланса предприятия. Бухгалтерский баланс предприятия делится на активы и пассивы, или в бухгалтерском языке дебет и кредит соответственно:

  • Активы — это все имущество организации (оборудование, здание, товары, материалы).
  • Пассивы — это затратная часть предприятия (платежи по налогам, договорам, зарплатам).

К активам так же относят и дебиторскую задолженность, т. е. должников организации. Дебет в свою очередь состоит из оборотных и внеоборотных средств.  Оборотные активы — это постоянно возобновляемые средства предприятия, которые используются в повседневной деятельности для получения дохода. Исходя из названия, «оборачиваются» - создается товар, продается и приносит доход. К оборотным средствам относятся деньги на счетах, краткосрочная дебиторская задолженность, материальные запасы. Внеоборотные — это активы, которые участвуют в процессе получения дохода более одного цикла или года. Это здания, машины, оборудование, патенты и лицензии, долгосрочные займы и инвестиции.

Активы принято делить на 4 группы:

  • А1 — сверхликвидные активы. Это денежные средства в кассе и на счетах в банке;
  • А2 — быстрореализуемые активы. Краткосрочные финансовые вложения, материалы;
  • А3 — медленнореализуемые активы. Долгосрочная дебиторская задолженность, запасы;
  • А4 — труднореализуемые активы. Сюда можно отнести все внеоборотные средства.

Для вычисления ликвидности предприятия их сопоставляют с 4 группами пассива, которые делятся по степени срочности исполнения обязательств:

  • П1 — сверхсрочные обязательства;
  • П2 — краткосрочные пассивы;
  • П3 — долгосрочные;
  • П4 — постоянные обязательства.

Банковская ликвидность

Банк должен иметь достаточный капитал для исполнения своих обязательств. Это предусмотрено законодательством для обеспечения стабильности в банковской сфере, так как здесь хранятся сбережения физических и юридических лиц. Для этого разработан специальный международный стандарт, который регулирует деятельность банков — Базель III. Он предусматривает контроль за достаточностью активов банка и нормативы ликвидности, надзор за которыми ведет ЦБ РФ.

Существуют следующие нормативы ликвидности банка:

  • H2 – норматив мгновенной ликвидности;
  • H3 – норматив текущей ликвидности;
  • H4 – норматив долгосрочной ликвидности.
  • Основным нормативом является — норматив достаточности собственного капитала H1.0.
  • Для системно значимых банков введен норматив краткосрочной ликвидности.

В общих словах все эти нормативы ликвидности устанавливают объем средств, которые кредитная организация должна иметь или получить путем реализации активов, для избежания рисков. Банк должен иметь столько денег, чтобы хватило расплатиться со всеми кредиторами.

Ликвидность рынков

На рынке существуют как продавцы, так и покупатели. Когда уровень спроса равен предложению, то достигается точка равновесия, характеризующаяся справедливой ценой. Ликвидность рынка — это активность сделок, с минимальной разницей цен между покупкой и продажей. Если на рынке «идет» купля-продажа, то его можно считать ликвидным.

Денежная ликвидность

Деньги сами по себе имеют свойство абсолютной ликвидности, так как на них можно быстро что-нибудь купить. Степень ликвидности применяется по отношению к валютам, а именно скорость обмена валюты или покупки товара в нужной валюте. К примеру, доллар имеет высокую ликвидность, так как практически все мировые расчеты происходят с данной валютой, и обменять ее на другую валюту или купить товар не составит труда.

Товарная ликвидность

Товар на рынке тоже имеет свойство ликвидности. Если спрос на товар высок, то он быстро найдет покупателя — соответственно имеет высокую ликвидность. Если же спроса практически нет, то товар будет стоять и ждать покупателя — низкая ликвидность, либо вообще неликвидный товар — если товар не найдет покупателя в течение долгого времени.

0 комментариев